Тот, кто придумывает движения

Поделись с подружками :
Для откровенных бесед в этом «урбанистическом» номере главный редактор журнала «Натали» Ирина Трухачева специально выбрала собеседника, который родился не в Киеве, но, несомненно, стал его знаменитостью и повлиял на культурную жизнь города. Итак, Раду Поклитару.

Раду, вы избрали на данный момент местом своей жизни и творчества Киев. Как вам живется в большом городе?
Я в принципе городской человек. Родился в Кишиневе, учился в Москве, Перми, работал 10 лет в Минске. Киев – тоже один из городов моей жизни. Но этот период длится уже 13 лет и это мой дом.

Почему вы выбрали Киев?
Это Киев выбрал меня. В 2005 году я поставил спектакль по заказу Фонда искусств киевского мецената Владимира Филиппова. Премьера оказалась успешной, и Владимир предложил мне создать театр современной хореографии. Предложение из разряда таких, от которых не отказываются, ведь любой хореограф мечтает иметь свой театр. С 2006 года «Киев Модерн-Балет» – это мой дом, моя семья и то, ради чего я живу.

Когда-то давно вы сказали, что в нашей стране по сравнению с Европой востребованность искусства очень низкая. Изменилось ли что-то сейчас?
Несомненно, очень многое изменилось в лучшую сторону, по крайней мере, что касается современного танца. На это повлияло много факторов. Продолжается наш путь в Европу и ее культурный мир. Благодаря многочис-
ленным танцевальным шоу среди людей невероятно повысился интерес к танцам. «Киев Модерн-Балет» в момент создания был абсолютным монополистом в области современного танца в стране, а сейчас есть команды и молодые хореографы, которые что-то создают. Радует, что многие из них – выходцы из нашего театра. Мне приятно думать, что и я каким-то образом причастен к этим изменениям.

Вы всегда по-своему интерпретируете классику?
Нет смысла ставить чуть видоизмененную «Спящую красавицу», «Лебединое озеро» или «Щелкунчика». Если человек захочет посмотреть классическую версию, он может пойти в любой украинский театр оперы и балета. А авторскую, режиссерскую версию он может посмотреть у нас. Мне интересно делать не так, по-своему. В этом и изюминка современного театра: зритель видит пьесу Чехова или трагедию Шекспира в преломлении через личность режиссера.

Ваши спектакли называют экстравагантными, неординарными, скандальными. Как относитесь к такой славе?
Отношусь спокойно к любым оценкам. Самый строгий судья себе – я сам. И есть вещи, которые мне в моих постановках не нравятся, которые пытаюсь исправить. Зритель должен уходить со спектакля счастливым от того,
что он прожил с нами этот кусочек жизни, получил эти эмоции. А что до оценок моего творчества... Хорошо, что они есть. Люди, слава Богу, приходят, испытывают какие-то чувства. Если для кого-то это скандально – хорошо, экстраординарно – тоже хорошо. Главное, чтобы не было скучно.



Даете ли вы своим артистам возможность для самостоятельных решений или они должны четко следовать вашей режиссерской задумке?
Хореография – это не математически выверенная модель. Она все равно преломляется сквозь танцора и его психофизику, талант, эмоциональность и т. д. Спектакли, которым по 12-13 лет, каждый раз получаются новыми, потому что танцуют новые артисты. В этом плане творчество и самостоятельность артистов есть. В нашем театре каждый артист имеет возможность попробовать себя как постановщик. У нас молодежь ставит как миниатюры, так и одноактные балеты. Хореографу, особенно молодому, очень трудно найти сцену и зрителя. А под маркой «Киев Модерн-Балет» это сделать проще. На днях состоится спектакль, где моей хореографии практически не будет. У нас не абсолютно авторский театр имени меня. Это приносит огромные плоды, а мне – удовлетворение, что я могу быть полезен советом, помощью сделать первые шаги на пути, который им предстоит пройти как
хореографам.

Как подбираете танцоров? Это правда, что стать артистом вашего театра может непрофессионал?
Это непонятно откуда взявшийся миф. (Смеется.) Профессионализм – это наличие диплома или наличие умений? Действительно, не обязательно иметь диплом государственного образца об окончании балетного училища. Но в любом случае надо быть хорошим танцовщиком, владеть классическим танцем. Пускай не на уровне артиста академического театра, но в полном объеме. И кроме того, надо быть ярким и выразительным, без зажимов. А вот это чаще всего присуще именно не академическим артистам балета.

Чтобы достичь успеха в большом городе, какими качествами, кроме таланта, нужно обладать?
Если говорить о профессии хореографа, то это, в первую очередь, даже не талант. Нужен огромный набор: организаторские способности, умение заставлять людей делать то, чего они не хотят и чтобы они при этом получали удовольствие (смеется), талант психолога, музыкальность, интеллект, коммуникабельность... Человек, который просто придумывает движения, никому не нужен. Языком маркетинга скажу, что он должен создавать готовый продукт, в основе которого лежит работа с людьми.

Вы когда-нибудь отдыхаете? Как часто бывают у вас минуты, посвященные только себе, и какой отдых для вас – идеальный?
Я очень люблю путешествовать, и если есть возможность, стараюсь куда-то вырваться. Это для меня
лучшая перезарядка. Учитывая, что уже полтора года мы – муниципальный академический театр, в официальные выходные мне это удается. Я очень люблю термальные источники. Еще немного, и смогу выпустить по ним путеводитель. Будапешт – город номер два по количеству проведенного там времени. Это и театр, и искусство,
и опять-таки термальные источники. А в ближайшие праздники планирую полететь в Афины, взять машину и отправиться к друзьям в Лутраки, где купальни были еще в античные времена. Просто проведу четыре дня в любимой Греции, буду есть полезную еду, нежиться в термах и валяться в грязи. Еще обожаю собирать грибы, я грибник уже не в одном поколении. С нетерпением жду конца июля-августа и осени, чтобы оторваться.



У вас есть свои грибные рекорды?
Прошлой осенью нашел место, правда, достаточно далеко от Киева, где я первый раз в жизни собирал опята лежа. Невозможно было все время наклоняться, я просто ложился и собирал вокруг себя, затем переползал и продолжал. Потом грибы уже не помещались в машину.

Расскажите о своих планах.
Никогда не говорю о том, что делаю, пока не назначена дата премьеры. Но уже могу рассекретить. Я очень долго шел к этому проекту. Считал, что если я приехал в Украину и начну ставить на украинскую тематику, это будет воспринято как спекуляция. Но, думаю, за 13 лет я уже всех убедил, что в моем творчестве нет спекулятивности. Я тщательно искал литературную первооснову. Сюжет должен подходить для балетного спектакля, то есть нужно очень эмоциональное и яркое произведение. А как руководитель театра я еще думаю и о том, чтобы он хорошо продавался. Я перечитал массу классических произведений. Мы общаемся на русском, но за 13 лет украинский я уже выучил. Не говорю на нем, потому что звучит не очень, но читаю легко. После мучительного выбора понял, что это будет двухактный балет... «Вий». Так совпало, что наш гениальный соотечественник Александр Родин написал получасовую сюиту на тему «Вия». Он дал мне ее послушать, и я сказал: «Саша, это замечательно! Берем в работу, но это мало по времени». И Александр дописал музыку до полноценного спектакля. С Национальным филармоническим оркестром Украины в Доме звукозаписи в Киеве мы записали эту музыку. Она совершенно фантастическая! Я решил отказаться от привычных декораций. С видеодизайнером Ольгой Никитиной, которая известна по всем проектам на ВДНХ («Барон Мюнхгаузен», «Дім таємничих пригод» и т. д.), мы соединились в творческом экстазе, и основой для сценического оформления послужит 3-D маппинг и интерактивная проекция. Надеюсь, это будет новый этап в развитии нашего театра. Костюмы выполнил наш замечательный мастер Дмитрий Курята. Приглашаем в Октябрьский дворец на премьеру нашего «Вия» 20 июня.

Давайте тогда продолжим тему мистического. Есть в вашей жизни моменты, когда вам помогали или мешали какие-то таинственные силы?
Нет. Я абсолютно не суеверный, не верю в мистику вообще. Было бы романтично рассказать, что ко мне во сне приходил Гоголь, что-то на ухо нашептал, но ничего такого не было. Я вообще рациональныйчеловек. Я верю в труд, упорство, ремесло. Не верю во вдохновение,озарение, муз и т. п. Я знаю в Киеве общепринятые мистические места, но для меня они – просто одни из многочисленных точек на карте города. 

А как обычно проходит ваш день?
Для человека, который заканчивает работать поздно, я просыпаюсь довольно рано. Через день или чаще иду в хамам в фитнес-клубе. У меня водонепроницаемый смартфон, так что там я еще и делами занимаюсь: пишу письма, общаюсь в Вайбере, проверяю продажи билетов. Потом еду в офис заниматься составами на спектакли, графиками репетиций, гастролей, переговорами с импресарио. Если нет интервью для журнала «Натали» (смеется), еду домой. Мне надо хотя бы час поспать, потому что с 18.00 до 23.00 у меня репетиционное время в зале. Если нет спектакля, иду заниматься на классический тренаж с артистами. Мне 47 лет и надо поддерживать себя в форме, чтобы быть в состоянии что-то демонстрировать артистам. Потом репетируем. Затем – домой. Я купил себе электрогриль. Это волшебная штука, на которой я делаю себе кусок мяса или цыпленка. Съедаю это с бокалом красного вина и ложусь спать. А утром встаю и снова хамам и так далее. Выходных нет. Кроме редких случаев.

Многие родители, особенно мамы, хотят видеть своих детей артистами балета. Можете дать им какие-то советы?
Очень важно, чтобы родители показали свое чадо кому-то из балетных профессионалов. Балет – это искусство, которое требует определенных физических данных. Если у ребенка не хватает шага, подъема, он недостаточно координирован, не музыкален, то потом, возможно, что-то разовьется, но когда есть данные от Бога, шансов стать звездой больше. Конечно, кто-то должен стоять и в кордебалете, но, думаю, родители мечтают о чем-то большем для своего ребенка.

Что считаете своей самой большой удачей в жизни?
Боюсь так говорить. Удача – это такая вещь... Сегодня она есть, завтра – нет. Пожалуй, скажу, что самой большой удачей было то, что я появился на этот свет, а все остальное – это составляющие коктейля, которые можно менять. Жизнь сама по себе прекрасна.

Пожелайте себе что-то на ближайшие годы...
Поклитару, выучи уже, наконец, английский язык!
Поделись с подружками :