Детское счастье

Поделись с подружками :

«КОГДА МНЕ БЫЛО 5 ЛЕТ, МОЯ МАТЬ СКАЗАЛА, ЧТО СЧАСТЬЕ – ЭТО ГЛАВНОЕ В ЖИЗНИ. КОГДА Я ПОШЕЛ В ШКОЛУ И МЕНЯ СПРОСИЛИ, КЕМ Я ХОЧУ СТАТЬ, КОГДА ВЫРАСТУ, Я ОТВЕТИЛ: «СЧАСТЛИВЫМ». ОНИ СКАЗАЛИ, ЧТО Я НЕ ПОНЯЛ ВОПРОСА, А Я ОТВЕТИЛ, ЧТО ОНИ НЕ ПОНИМАЮТ ЖИЗНИ». 

ДЖОН ЛЕННОН

ПРИНЯТИЕ – ЛУЧШИЙ ПОДАРОК

Чтобы сделать ребенка счастливым здесь и сейчас, а также заложить прочный фундамент для его будущей счастливой жизни, принимайте его. Принимайте таким, как он есть. Не пытайтесь переделать, сделать тем, кем он не является. Такие попытки все равно не возымеют эффекта. Зато закрепят в его подсознании установку «я не такой, как надо».

Личность ребенка формируется еще в утробе матери. Темперамент, скорость реакций, адаптивность, даже способность упорно идти к своей цели – генетически обусловленные моменты. Если малыш ни минуты не сидит на месте, не цыкайте на него «сядь спокойно», а лучше отдайте на спорт. Если не может долго выполнять одни и те же действия, обратите внимание на его творческий потенциал. Если не «щелкает» примеры за пять минут – просто дайте ему больше времени на их решение.

«А как же воспитание?» – спросите вы. Дело в том, что воспитание не имеет цели (да и возможности) менять личность ребенка. Оно всего лишь закладывает нормы поведения и внешних реакций. Но и здесь можно (и нужно!) исходить их особенностей малыша.

Например, очень невежливо капризничать и жаловаться на такие мелочи, как, скажем, парфюм воспитательницы. Но некоторые дети от рождения более чувствительны к запахам, звукам, цветам, чем остальные. И для них резкий аромат настолько же дискомфортен, как для среднестатистического человека – канцелярская кнопка на стуле. Поэтому важно отреагиро-вать на жалобу малыша.

Или очень невоспитанно кричать и топать ногами, если что-то не по-твоему. Но такая реакция обусловлена выбросом гормонов стресса. У некоторых детей его вырабатывается больше, чем у других, а выводится он хуже. Поэтому повторять ему: «Не кричи!» – все равно, что сказать: «Не вырабатывай гормон». Вместо этого лучше помочь ребенку сбросить напряжение.

Адаптируйте воспитательный процесс под личность вашего малыша. Это потребует от вас некоторых усилий, как минимум – гибкости мышления. Но оно того стоит. На практике в этом поможет вопрос: «Как будет лучше для моего ребенка?»


РЕБЕНОК – ЭТО ВАШЕ ЗЕРКАЛО

Состояние грудничка полностью отражает состояния матери. Если мама несчастна, подавлена, обессилена, ребенок считывает это и перенимает. И не только на психологическом, но и на физиологическом уровне. Кстати, некоторые психосоматологи лечат малышей до 3-х лет, даже не контактируя с ним, а работая только с мамой.

ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ СДЕЛАТЬ РЕБЕНКА СЧАСТЛИВЫМ, ПОДУМАЙТЕ О ТОМ, КАК СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМИ САМИМ

По мере взросления связь малыша с мамой ослабевает. Но пример-но до 14-летнего возраста эмоции мамы все равно колоссально влияют на ребенка. И здесь бессмысленно пытаться изобразить «правильные» эмоции искусственно. Ведь дети чувствуют ваше состояние на интуитивном уровне. И ваша натянутая улыбка может вылиться для малыша в больший внутренний конфликт, чем честная грусть.

Кстати, поэтому концепция «живем с мужем вместе ради детей» и не работает. Ведь даже если взрослые открыто не выясняют отношения при детях, те все равно ощущают напряжение между ними. И нередко воспринимают это на свой счет. Да-да, дети склонны винить во всем себя. Даже в том, что родители охладели друг к другу.

Так что если вы хотите сделать ребенка счастливым, подумайте о том, как самим стать счастливыми по-настоящему. Как убрать тревожность, пессимизм, напряжение. Как позволить себе спокойную радость бытия. Это не только позитивно повлияет на нынешнее состояние вашего малыша, но подаст ему отличный пример того, как жить в гармонии и согласии с собой


НЕТ НАКАЗАНИЯМ!

Многие клиенты приходят ко мне с запросом проработать обиду на отца или мать. И очень часто корни этих обид –
в бытовых наказаниях. То есть родители в свое время думали, что занимаются воспитательной работой, выполняют свою прямую педагогическую обязанность. А на самом деле – гробили психику ребенка и взращивали в нем непреходящую обиду.

Наказания, особенно физические, вызывают у ребенка гремучий коктейль из чувств: страх, злость, отвергнутость, обманутость, отчаяние... При этом осознание, что он получил по заслугам, не приходит практически никогда. Таким образом наказание не учит, а только ситуативно запугивает.
Экологичная альтернатива наказаниям – договор. Во время заключения договора вы с ребенком выступаете на равных. Вместе проговариваете все правила, условия и ограничения (например, запрещено прогуливать уроки, ломать вещи, драться с другими детьми). Важно, чтобы все было предельно конкретно, без размытых формулировок по типу «баловаться».

Далее, опять же таки вместе, решаете, какие санкции будут применяться при нарушении договора (например, вечер без телефона, вычет половины стоимости поломки из карманных денег, отмена воскресного похода в игровую комнату). В идеале – прописываете соглашение.

Если же ребенок нарушит договор, то вам не нужно будет выходить из себя, сгоряча изобретая наказание повнуши- тельнее. Не придется транслировать ему невербальные послания «ты плохой» или «я тебя не люблю». Вы будете просто выполнять договор.

В результате психика ребенка не пострадает, а дисциплина не будет нарушена. Более того, вы с малых лет научите малыша соблюдать договоренности и нести ответственность за свои поступки.


ЕЛЕНА ШЕРШНЕВА

Психолог, PhD, звездный консультант. 

Эксперт ТВ-шоу «О чем молчат женщины» (СТБ), «Украинские сенсации» (1+1).
@elena_shershnova









































Поделись с подружками :